Ждем перемен. Часть 3.
Сколько сказано и написано о спецпошлинах, а теперь и квотировании российских автомобилей — не перечесть, и опять возвращаться к этой теме нет смысла. Все эти меры принимаются с одной целью — защитить отечественного производителя. Однако он, производитель, опять под угрозой.
Украина не может существовать в изоляции, и никуда нам не деться ни от ЕС ни от ВТО. Существуют определенные договоренности с Евросоюзом, и Украина должна выполнять взятые на себя обязательства. Одним из пунктов соглашений является отмена льгот для украинских автопроизводителей. Но как только льготы будут отменены, наши машины станут абсолютно неконкурентоспособными, и заводы придется закрывать. Это не только потеря последних ростков собственного автопрома, но и рост безработицы, нестабильности на рынке. Так что украинских производителей надо поддерживать и защищать — это ни у кого не вызывает сомнений. Другое дело — как?
На распутье.
Сейчас в Верховной Раде находится печально известный законопроект о введении ввозной пошлины на импортные автомобили в размере 32% от стоимости авто. В ВААИД эту ставку считают абсолютно неприемлемой, принятие этого Документа может имен, печальнейшие последствия. Возможны два варианта развития событий. Первый: резкий рост цен на импортные автомобили. Причем сами авто-импортеры пострадают не так уж и сильно. Их маржа останется на прежнем уровне, а уплату 32%-ой пошлины в конечном итоге возьмет на себя потребитель. Конечно, сократятся объемы продаж, и импортеры будут вынуждены еще поднимать пены — дабы возместить за счет повышения стоимости потерю количества. Второй вариант: пострадают не потребители, а… бюджет. Как заявил Олег Назаренко, только он сам знает около десятка схем. по которым сегодня можно (вполне легально!) ввозить в страну импортные автомобили без уплаты налогов.
Сборка автомобилей Skoda — один из самых перспективных проектов украинского автомобилестроения
Знают эти схемы и все автоимнортеры. Но сегодня на рынке сложились такие условия, когда им выгоднее честно платить налоги и, как говорится, спать спокойно. Однако введение завышенной пошлины может опять загнать систему автоимпорта в тень. Еше один весьма чувствительный нюанс: понятие «утечка мозгов» касается не только физиков или программистов — хорошие менеджеры тоже всегда в цене. Менеджеров высокого уровня, сегодня работающих в нашем автобизнесе, с распростертыми объятиями встретят в любой стране Европы, — тем более, что связи уже наработаны и предложения, между прочим, поступают.
Так что неудивительно, что в этом вопросе ВААИД занимает жесткую позицию и обещает приложить максимум усилий, чтобы законопроект не был принят. Ассоциацией подготовлен альтернативный законопроект, предусматривающий введение пошлин па уровне 15%, Такая ставка позволит защитить отечественное автопроизводство и в то же время сохранить равновесие на рынке. Как бы там ни было, перемены грядут. Нынешнее благолепие устраивает нас, но увы, не «внешний мир». Мы находимся на своеобразном распутье, в ожидании перемен. Ушедший год определен как переломный, — то есть в 2003-м мы можем пожинать плоды достигнутых успехов, развивать торговлю, производство… Но лишь при условии, что здоровый экономический подход нс подмоет течением сиюминутной политической иди материальной выгоды отдельных игроков украинского рынка.