Прокат автомобилей: три тенденции, влияющие на будущую конкурентоспособность бизнеса
В 2024 году индустрия проката автомобилей готовится к очередному успешному году: рост составит 4,4% в годовом исчислении, а выручка в текущем стоимостном выражении — 90 млрд долларов США. Прогнозируется, что выручка в 2024 году будет на 15% выше, чем в 2019 году. Однако годовой рост постепенно замедляется после быстрого восстановления туристической отрасли в 2021–2023 годах, вызванного пандемией COVID-19.
Для повышения будущей конкурентоспособности компаниям, занимающимся прокатом автомобилей, необходимо определить три приоритетных направления коммерческой деятельности: продвигать новые модели гибкого владения, внедрять более удобную онлайн-аренду и постепенно внедрять приложения искусственного интеллекта и больших данных в различные бизнес-процессы. Эти три тенденции сыграют важную роль в привлечении новых источников дохода, а также помогут снизить накладные расходы в долгосрочной перспективе.
Продвижение новых моделей гибкого владения
Компании по прокату автомобилей реагируют на более гибкие требования потребителей к владению автомобилем, такие как подписка, гибкая аренда и каршеринг. Этому во многом способствовал рост стоимости владения автомобилем, что отражает замедление роста заработной платы, а также высокую стоимость обслуживания и ремонта автомобилей.
По данным Американской автомобильной ассоциации (ААА), в 2023 году водители в США потратили в среднем 12 182 доллара США на новые автомобили (не включая покупную цену), что на 1 454 доллара США больше, чем в предыдущем году.
Учитывая, что к 2030 году ожидается лишь умеренный рост рынка аренды автомобилей, компании ищут возможности для более быстрого роста доходов, чтобы диверсифицировать существующие операции по аренде автомобилей, которые обычно ориентированы на путешествующих арендаторов. Это отчасти обусловило обнадеживающие результаты Localiza в Бразилии, которая также запустила свой сервис подписки Meoo, чтобы охватить растущий рынок гибкого владения автомобилем. Ориентируясь на более широкий сегмент потребителей автомобилей (людей, ищущих как краткосрочные, так и долгосрочные решения для мобильности в повседневной жизни), новые модели владения могут обеспечить компаниям по прокату автомобилей большую стабильность доходов.
Внедрение более удобной онлайн-аренды
Аренда автомобилей в Калининграде продолжает набирать популярность, поскольку потребители всё больше внимания уделяют цифровому бронированию. Росту способствовало большое количество пользователей смартфонов и повсеместное распространение интернета.
Ожидается, что к 2030 году 78% бронирований автомобилей будут осуществляться онлайн.
Хотя большинство компаний по прокату автомобилей имеют платформы онлайн-бронирования, постоянное совершенствование функциональности, удобства и гибкости по-прежнему является областью возможностей.
Например, недавнее партнерство Hertz с компанией цифровых платежей Stripe подтверждает эту тенденцию. Партнерство поможет улучшить качество обслуживания клиентов при бронировании; например, клиенты смогут упростить процедуру продления срока действия для еженедельной или ежемесячной аренды.
Однако, хотя онлайн-аренда в целом набирает популярность, региональные различия сохраняются. Например, к 2030 году, согласно прогнозам, почти 90% бронирований автомобилей в Австралазии будет осуществляться онлайн, тогда как в Латинской Америке этот показатель составит всего 16%.
Внедрение приложений ИИ и больших данных в различные бизнес-процессы
Индустрия автопрокат Калининград постепенно внедряет искусственный интеллект и большие данные в различные бизнес-процессы для повышения эффективности. Это включает в себя предоставление более персонализированных и динамичных моделей ценообразования для клиентов, предиктивную аналитику для управления автопарком и более тщательную проверку автомобилей с помощью передовых алгоритмов компьютерного зрения и машинного обучения. Например, партнёр Sixt в странах Балтии внедрил Drive X — инструмент цифровой проверки на основе искусственного интеллекта — для ускорения оценки повреждений арендованных автомобилей.
Новые инструменты и технологии на основе искусственного интеллекта и больших данных могут оказать существенное влияние на прибыль операторов проката автомобилей. Технологическая компания Geotab предполагает, что окупаемость инвестиций (ROI) в использование телематики для операторов проката автомобилей может помочь сэкономить до 137 долларов США на одно транспортное средство в месяц.
В перспективе цифровая трансформация станет более значимой, и ожидается, что ИИ продолжит играть ключевую роль в совершенствовании коммерческих процессов в более широкой цепочке создания стоимости в сфере аренды автомобилей.
58% руководителей предприятий считают, что ИИ окажет наибольшее влияние на бизнес в ближайшие пять лет
Чтобы оставаться конкурентоспособными в долгосрочной перспективе, компаниям, предоставляющим услуги проката автомобилей, необходимо учитывать вышеупомянутые тенденции. Это поможет найти новые источники дохода, а также снизить расходы за счёт более эффективных бизнес-процессов.